Выставка
Ирины Аветанги «Путешествия» в библиотеке РХГА
Картины,
выполненные маслом и акварелью, украшают стены библиотеки. География
сюжетов – Россия, Крым, Иерусалим, Тунис, Париж. Художница рассказывает
о своих работах, переходя от картины к картине. На столиках по периметру
библиотеки расположены гравюры и этюды.
Ирина
Аветанги: Эту выставку можно назвать кладовой художника, творческой
мастерской. То, что вы видите на столах, - это этюды. Художники обычно
их не выставляют, это является материалом для будущих произведений.
Здесь представлены, в основном, работы из Израиля, потому что Израиль
произвел на меня очень сильное впечатление. Это было мое первое заграничное
путешествие, еще до «перестройки».
Я там очень много работала, несмотря на 35-градусную жару, и сделала
много красивых вещей. И акварели, и масло написаны с натуры.
Мы также ездили по другим местам, связанными c разными религиозными
традициями, конфессиями. Однажды мы плыли на байдарках по шхерам Ладожского
озера, и доплыли до самого острова Коневец, тогда этот остров был почти
необитаемый. Сейчас там уже большой мужской монастырь. Это было в 1998
году, не так уж и давно. Конечно же, сам путь на байдарках – очень тяжелый
путь, постоянно заливается вода сверху байдарки, мы плыли, попали в
шторм. Но некоторые вещи оттуда я тоже привезла. Вот так выглядят эти
шхеры, камни. Ну, кто-то готовил еду, костер, а я, конечно, рисовала.
Когда берешь в руки этюд, вспоминаешь ситуацию и этим материалом пользуешься
для своих картин. Вот, например, «Летающий музыкант» - сделан по этюду,
прототипом его был реальный человек, который играет и поет в группе
«Дайджест», это джазовая группа. Позже я как-то вспомнила про этот этюд,
и он меня заинтересовал, я переработала его в картину.
Есть картины-фантазии, вот здесь есть картина о Париже. Как-то Таня
(сестра) показывала свои фотографии из поездки в Италию. А в то время
писала вид Парижа. Художники, они умеют повеселиться над ситуацией.
И вот эти итальянские каштаны вдруг появились на берегу Сены, вы смотрите
на Парижский мост, сквозь зимние Римские каштаны. Просто мне очень понравилась
такая «сетка» веточек, и сквозь «сетку» каштанов, так вот необычно,
я изобразила Париж. В Париже я еще ни разу не была, но надеюсь, что
время придет, и я там побываю.
Однажды мне удалось побывать в Тунисе… Вот эта работа называется «Тупик»,
или «Три кошки». Эти три кошки произвели на меня сильное впечатление,
когда я гуляла по городу. Эта черная кошка с пятнами остановилась и
нюхает порог… Оказывается, это был вход в молельную комнату мечети.
Еще был такой интересный случай, вот эта работа о нем напоминает. Однажды
в Иерусалиме я писала эту работу и вдруг подходит ко мне такой ортодоксальный
еврей и говорит на иврите, а я иврит вообще не знаю. И вот он ко мне
подходит и куда-то меня зовет. Наверно, вы знаете, что в Израиле в определенные
места заходить очень опасно, потому что религиозные традиции жестко
построены, я все это знала, у меня были покрыты плечи, косыночка, все
как надо. И вот мы вошли в какое-то помещение, это оказалась синагога.
Это очень странно, когда женщина входит в синагогу, особенно в Израиле,
там это запрещено. Я так и не поняла, как он решился меня туда привести,
ведь это строго запрещено. Наверное, художники – это такие особенные
люди, и могут войти в любую дверь и проникнуть в потаенное, даже если
это запрещено.
Вот еще одна работа. Это снова Иерусалим, церковь армянская, она уникальна
тем, что внутри этой церкви находится фреска, где Шота Руставели писал
«Витязя в тигровой шкуре», и на фреске его портрет, он сохранился.
Недавно мы с Татьяной недавно побывали в Псковской области, посетили
с ней Печерский монастырь, он на этой акварели. В прошлом году мы были
в Тихвине, как раз в то время, когда монастырю передавали Тихвинскую
икону, которая долгие годы хранилась в Ватикане.
Эта работа называется «Монастырь Эйн-Керем», Иерусалим, это женский
монастырь, православный, нашей московской патриархии. Это было удивительно,
когда я пришла туда – жара, камни, ракушечник, кипарисы. И вдруг – наши
любимые заборы, просто калитка и выкрашенный зеленой краской деревянный
забор, а рядом огромный кактус. Повеяло русской деревней. Я удивилась
и спросила у одной из сестер что это, она отвечала, что привезли с собой
из Новгорода, оказывается, сестры были из Новгорода.
Надо
сказать, что на выставке много Крыма, я очень люблю Крым, и надеюсь,
что этим летом снова его навещу. У меня много акварелей, это мои любимые
крымские места, Карадаг, вы знаете, что сразу через Карадаг – Коктебель,
Волошинская дача… Наш поэтический Серебряный век посещал эти места.
Еще есть «Медная гора» (показывает), это все написана с натуры.
Здесь есть портрет интересного человека – Елизаветы Скобцовой (Мать
Мария), гравюра этого года…Она укрывала евреев от фашистов во время
войны, погибла в концентрационном лагере, и была канонизирована*. Я
делаю серию женских портретов – женщин необычной судьбы, неординарных
женщин. Если образ человека меня увлекает, то мне интересно с этим образом
работать. Вот гравюра еще одной неординарной женщины, на мой взгляд,
Александра Колонтай. Многие удивляются, а почему Колонтай? Наверно,
потому, что это первая женщина, которая была у нас послом в Швеции…
Женская серия портретов продолжается.
Ирина
представляет серию работ, выполненную для РХГА – это гравюры городских
пейзажей вокруг здания Русской Христианской Гуманитарной Академии, расположенного
на набережной реки Фонтанки, 15.
На
открытии выставки выступила поэтесса Ольга Нефедова-Грунтова и певица
Сильвия Булиан (Франция).
Поздравляем
Ирину с выставкой и благодарим за серию гравюр «Золотого кольца» вокруг
РХГА на Фонтанке!
Официальный сайт художницы: http://www.irina-avetangi.by.ru/
*
16 января 2004 г. Священным Синодом Вселенского Патриархата в Константинополе
(см.: http://www.mere-marie.com/501.htm)
Материал
подготовила Наташа Румянцева
Наверх