Главная страница студенческого клуба РХГА
Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии

Выставка Ирины Аветанги «Путешествия» в библиотеке РХГА

Картины, выполненные маслом и акварелью, украшают стены библиотеки. География сюжетов – Россия, Крым, Иерусалим, Тунис, Париж. Художница рассказывает о своих работах, переходя от картины к картине. На столиках по периметру библиотеки расположены гравюры и этюды.

Ирина Аветанги: Эту выставку можно назвать кладовой художника, творческой мастерской. То, что вы видите на столах, - это этюды. Художники обычно их не выставляют, это является материалом для будущих произведений. Здесь представлены, в основном, работы из Израиля, потому что Израиль произвел на меня очень сильное впечатление. Это было мое первое заграничное путешествие, еще до «перестройки».
Я там очень много работала, несмотря на 35-градусную жару, и сделала много красивых вещей. И акварели, и масло написаны с натуры.
Мы также ездили по другим местам, связанными c разными религиозными традициями, конфессиями. Однажды мы плыли на байдарках по шхерам Ладожского озера, и доплыли до самого острова Коневец, тогда этот остров был почти необитаемый. Сейчас там уже большой мужской монастырь. Это было в 1998 году, не так уж и давно. Конечно же, сам путь на байдарках – очень тяжелый путь, постоянно заливается вода сверху байдарки, мы плыли, попали в шторм. Но некоторые вещи оттуда я тоже привезла. Вот так выглядят эти шхеры, камни. Ну, кто-то готовил еду, костер, а я, конечно, рисовала.
Когда берешь в руки этюд, вспоминаешь ситуацию и этим материалом пользуешься для своих картин. Вот, например, «Летающий музыкант» - сделан по этюду, прототипом его был реальный человек, который играет и поет в группе «Дайджест», это джазовая группа. Позже я как-то вспомнила про этот этюд, и он меня заинтересовал, я переработала его в картину.
Есть картины-фантазии, вот здесь есть картина о Париже. Как-то Таня (сестра) показывала свои фотографии из поездки в Италию. А в то время писала вид Парижа. Художники, они умеют повеселиться над ситуацией. И вот эти итальянские каштаны вдруг появились на берегу Сены, вы смотрите на Парижский мост, сквозь зимние Римские каштаны. Просто мне очень понравилась такая «сетка» веточек, и сквозь «сетку» каштанов, так вот необычно, я изобразила Париж. В Париже я еще ни разу не была, но надеюсь, что время придет, и я там побываю.
Однажды мне удалось побывать в Тунисе… Вот эта работа называется «Тупик», или «Три кошки». Эти три кошки произвели на меня сильное впечатление, когда я гуляла по городу. Эта черная кошка с пятнами остановилась и нюхает порог… Оказывается, это был вход в молельную комнату мечети.
Еще был такой интересный случай, вот эта работа о нем напоминает. Однажды в Иерусалиме я писала эту работу и вдруг подходит ко мне такой ортодоксальный еврей и говорит на иврите, а я иврит вообще не знаю. И вот он ко мне подходит и куда-то меня зовет. Наверно, вы знаете, что в Израиле в определенные места заходить очень опасно, потому что религиозные традиции жестко построены, я все это знала, у меня были покрыты плечи, косыночка, все как надо. И вот мы вошли в какое-то помещение, это оказалась синагога. Это очень странно, когда женщина входит в синагогу, особенно в Израиле, там это запрещено. Я так и не поняла, как он решился меня туда привести, ведь это строго запрещено. Наверное, художники – это такие особенные люди, и могут войти в любую дверь и проникнуть в потаенное, даже если это запрещено.
Вот еще одна работа. Это снова Иерусалим, церковь армянская, она уникальна тем, что внутри этой церкви находится фреска, где Шота Руставели писал «Витязя в тигровой шкуре», и на фреске его портрет, он сохранился.
Недавно мы с Татьяной недавно побывали в Псковской области, посетили с ней Печерский монастырь, он на этой акварели. В прошлом году мы были в Тихвине, как раз в то время, когда монастырю передавали Тихвинскую икону, которая долгие годы хранилась в Ватикане.
Эта работа называется «Монастырь Эйн-Керем», Иерусалим, это женский монастырь, православный, нашей московской патриархии. Это было удивительно, когда я пришла туда – жара, камни, ракушечник, кипарисы. И вдруг – наши любимые заборы, просто калитка и выкрашенный зеленой краской деревянный забор, а рядом огромный кактус. Повеяло русской деревней. Я удивилась и спросила у одной из сестер что это, она отвечала, что привезли с собой из Новгорода, оказывается, сестры были из Новгорода.

Надо сказать, что на выставке много Крыма, я очень люблю Крым, и надеюсь, что этим летом снова его навещу. У меня много акварелей, это мои любимые крымские места, Карадаг, вы знаете, что сразу через Карадаг – Коктебель, Волошинская дача… Наш поэтический Серебряный век посещал эти места. Еще есть «Медная гора» (показывает), это все написана с натуры.
Здесь есть портрет интересного человека – Елизаветы Скобцовой (Мать Мария), гравюра этого года…Она укрывала евреев от фашистов во время войны, погибла в концентрационном лагере, и была канонизирована*. Я делаю серию женских портретов – женщин необычной судьбы, неординарных женщин. Если образ человека меня увлекает, то мне интересно с этим образом работать. Вот гравюра еще одной неординарной женщины, на мой взгляд, Александра Колонтай. Многие удивляются, а почему Колонтай? Наверно, потому, что это первая женщина, которая была у нас послом в Швеции… Женская серия портретов продолжается.

Ирина представляет серию работ, выполненную для РХГА – это гравюры городских пейзажей вокруг здания Русской Христианской Гуманитарной Академии, расположенного на набережной реки Фонтанки, 15.

На открытии выставки выступила поэтесса Ольга Нефедова-Грунтова и певица Сильвия Булиан (Франция).

Поздравляем Ирину с выставкой и благодарим за серию гравюр «Золотого кольца» вокруг РХГА на Фонтанке!
Официальный сайт художницы: http://www.irina-avetangi.by.ru/

* 16 января 2004 г. Священным Синодом Вселенского Патриархата в Константинополе (см.: http://www.mere-marie.com/501.htm)

Материал подготовила Наташа Румянцева

Наверх

Hosted by uCoz