Открытие выставки
«Петербургская гравюра»
в библиотеке РХГА, 11.02.06
В
библиотеке РХГА открылась еще одна выставка офортной студии «Арт-Крафт»
- «Петербургская гравюра». Некоторые из художников «Арт-Крафта» рассказали
о своем отношении к петербургской теме.
Мария Бессмертная:
Я работаю в Русском музее реставратором фарфора и стекла. В офортной
студии занимаюсь чуть больше года. Я пришла туда по рекомендации своих
друзей-художников и осталась очень довольной. У нас приятная компания,
много талантливых людей, очень приятная атмосфера, и конечно, это
способствует нашему творческому процессу. А выставка, которую мы сегодня
открываем, она вполне традиционна, мне кажется, в хорошем смысле слова,
потому что петербургская тема для петербургских художников всегда
актуальна.
Н.Р.: Это
неисчерпаемая тема.
М.Б.: Да, и
зрителям всегда приятно посмотреть на эти картинки, если так можно
сказать, потому что это привычные знакомые виды, приятное состояние
природы – не такой, может, приятной и ласковой как в других городах, но,
тем не менее, в этой суровости и неласковости есть своя прелесть.
Н.Р.:
Своеобразие.
М.Б.: Конечно,
город у нас своеобразный и красивый, непохожий. Хотя, вроде называют
Северной Венецией и приводят другие сравнения, тем не менее, город
настолько своеобразный и непохожий на все остальные европейские города,
что это всегда благодарная тема для художников.
Н.Р.: При
упоминании темы «Петербург в гравюре» сразу вспоминаются имена
Добужинского, Бенуа, Остроумовой-Лебедевой. Насколько Вы оглядывались в
своих работах на произведения этих авторов?
М.Б.: Я думаю,
для каждого художника, конечно, существует продолжение традиции. Мы
смотрим и учимся, воспитываемся на работах мастеров, пока заканчиваем
высшее учебное заведение. Но, наверно, художник, оглядываясь на старых
мастеров, старается по-своему подойти к каждой работе. Хотя мы все
немножко работаем в «тасканском ордене» - таскаем друг у друга (смеется).
Потому что, так или иначе, невозможно не повторяться в чем-то, не
опираться на великих мастеров. В конечном итоге, не так много
оригинальных видов города… Вы спросили о Добужинском, ведь Добужинский
часто рисовал непарадный Петербург: дворики, крыши, улочки, набережные.
И это бывает гораздо ближе, чем помпезные парадные виды, большие
ансамбли. Мне, во всяком случае, ближе камерные сюжеты. … В жизни
каждого большого города есть оборотная сторона медали, и без этой
оборотной стороны нет всей прелести и своеобразия города, а нашего
города тем более.
Ирина Аветанги:
Вы хорошо вспомнили про Бенуа, Лансаре, Остроумову-Лебедеву. Это те
люди, которые не просто жили здесь, они творили город своим искусством.
И в свое время я была влюблена в Остроумову-Лебедеву, в ее творчество.
Это было, когда я еще училась в Академии художеств на первых своих
курсах.
Н.Р.: Помните, в
начале 1990-х годов вышла книга Николая Павловича Анциферова «Душа
Петербурга» с приложением – книжечкой гравюр Остроумовой-Лебедевой.
И.А.: Вот как раз
они у меня перед глазами. Недавно занималась с учеником, и мы вспоминали
про Остроумову-Лебедеву. Надо отметить такой момент, что
Остроумова-Лебедева была под влиянием японской гравюры. Тогда впервые в
Петербург привезли выставку японской гравюры. И она под впечатлением
сделала подобный цикл.
Н.Р.: Вспоминаю
того же Анциферова, он говорит, что Петербург в искусстве переживал
несколько этапов – от ненависти до любви. Если сначала была апокалиптика
и неприятие этого города, то начало XX века
характеризуется возрождением интереса к петербургской теме. Это
спокойный классический интерес, вот почему появляются эти красивые
взвешенные вещи. И я хочу сказать, что в бурные годы перестройки эту
меру трудно было соблюсти, вокруг был поток чернухи. Тем не менее, и в
наше время петербургская гравюра оказалась возможна – это вызывает мое
восхищение.
И.А.: Это точно,
особенно, если вспомнить 1990-е годы, перестроечный период, когда центр
города наводнился рекламой, ларьками… Это напоминало НЭП. Сейчас эта
дикость отпала.
Н.Р.: Пожалуйста,
Петербургская тема в Вашем творчестве.
Рубен Монахов: Я
окончил художественное училище имени Серова. Мы все любим этот город, в
нем живем и работаем, и естественно наследие классиков обязывает ко
многим вещам. А результат – здесь на стенах.
Мое внимание привлекала необычайно
выразительная контрастная работа Рубена Монахова «Анфилада», я
обратилась к художнику.
Н.Р.: Можно
спросить об этой замечательной работе? Когда я смотрю на нее, то
вспоминаю сцену сна Раскольникова из фильма «Преступление и наказание»,
когда Раскольников бежит от преследования по галерее Гостиного Двора.
Эта работа навеяна атмосферой романа Федора Михайловича или у нее другие
источники?
Рубен Монахов:
Источники те же, только все не так страшно, не так плохо. Все
замечательно (смеется). Солнце светит, ничего страшного там нет.
Н.Р.: Это галерея
Гостиного Двора?
Ирина Аветанги:
Это малый Гостиный Двор у Никольского Собора. Сцену, которую вы
смотрели, там и снимали – в галерее малого Гостиного Двора.
Ирина Аветанги
провела небольшую экскурсию для гостей, она объяснила разные техники, в
которых выполнены гравюры. На весну 2006-го года в библиотеке РХГА
запланировано две персональные выставки Ирины. Мы поздравляем Ирину с
открытием официального сайта в Интернете:
www.irina-avetangi.by.ru
!
Выставка
«Петербургская гравюра» продлится до конца февраля.
Наташа Румянцева