Главная страница студенческого клуба РХГА
Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии

Открытие выставки «Петербургская гравюра»
в библиотеке РХГА, 11.02.06
 

В библиотеке РХГА открылась еще одна выставка офортной студии «Арт-Крафт» - «Петербургская гравюра». Некоторые из художников «Арт-Крафта» рассказали о своем отношении к петербургской теме.  

Мария Бессмертная: Я работаю в Русском музее реставратором фарфора и стекла. В офортной студии занимаюсь чуть больше года. Я пришла туда по рекомендации своих друзей-художников и осталась очень довольной. У нас приятная компания, много талантливых людей, очень приятная атмосфера, и конечно, это способствует нашему творческому процессу. А выставка, которую мы сегодня открываем, она вполне традиционна, мне кажется, в хорошем смысле слова, потому что петербургская тема для петербургских художников всегда актуальна.

Н.Р.: Это неисчерпаемая тема.

М.Б.: Да, и зрителям всегда приятно посмотреть на эти картинки, если так можно сказать, потому что это привычные знакомые виды, приятное состояние природы – не такой, может, приятной и ласковой как в других городах, но, тем не менее, в этой суровости и неласковости есть своя прелесть.

Н.Р.: Своеобразие.

М.Б.: Конечно, город у нас своеобразный и красивый, непохожий. Хотя, вроде называют Северной Венецией и приводят другие сравнения, тем не менее, город настолько своеобразный и непохожий на все остальные европейские города, что это всегда благодарная тема для художников.

Н.Р.: При упоминании темы «Петербург в гравюре» сразу вспоминаются имена Добужинского, Бенуа, Остроумовой-Лебедевой. Насколько Вы оглядывались в своих работах на произведения этих авторов?

М.Б.: Я думаю, для каждого художника, конечно, существует продолжение традиции. Мы смотрим и учимся, воспитываемся на работах мастеров, пока заканчиваем высшее учебное заведение. Но, наверно, художник, оглядываясь на старых мастеров, старается по-своему подойти к каждой работе. Хотя мы все немножко работаем в «тасканском ордене» - таскаем друг у друга (смеется). Потому что, так или иначе, невозможно не повторяться в чем-то, не опираться на великих мастеров. В конечном итоге, не так много оригинальных видов города… Вы спросили о Добужинском, ведь Добужинский часто рисовал непарадный Петербург: дворики, крыши, улочки, набережные. И это бывает гораздо ближе, чем помпезные парадные виды, большие ансамбли. Мне, во всяком случае, ближе камерные сюжеты. … В жизни каждого большого города есть оборотная сторона медали, и без этой оборотной стороны нет всей прелести и своеобразия города, а нашего города тем более.  

Ирина Аветанги: Вы хорошо вспомнили про Бенуа, Лансаре, Остроумову-Лебедеву. Это те люди, которые не просто жили здесь, они творили город своим искусством. И в свое время я была влюблена в Остроумову-Лебедеву, в ее творчество. Это было, когда я еще училась в Академии художеств на первых своих курсах.

Н.Р.: Помните, в начале 1990-х годов вышла книга Николая Павловича Анциферова «Душа Петербурга» с приложением – книжечкой гравюр Остроумовой-Лебедевой.

И.А.: Вот как раз они у меня перед глазами. Недавно занималась с учеником, и мы вспоминали про Остроумову-Лебедеву. Надо отметить такой момент, что Остроумова-Лебедева была под влиянием японской гравюры. Тогда впервые в Петербург привезли выставку японской гравюры. И она под впечатлением сделала подобный цикл.

Н.Р.: Вспоминаю того же Анциферова, он говорит, что Петербург в искусстве переживал несколько этапов – от ненависти до любви. Если сначала была апокалиптика и неприятие этого города, то начало XX века характеризуется возрождением интереса к петербургской теме. Это спокойный классический интерес, вот почему появляются эти красивые взвешенные вещи. И я хочу сказать, что в бурные годы перестройки эту меру трудно было соблюсти, вокруг был поток чернухи. Тем не менее, и в наше время петербургская гравюра оказалась возможна – это вызывает мое восхищение.

И.А.: Это точно, особенно, если вспомнить 1990-е годы, перестроечный период, когда центр города наводнился рекламой, ларьками… Это напоминало НЭП. Сейчас эта дикость отпала. 

Н.Р.: Пожалуйста, Петербургская тема в Вашем творчестве.

Рубен Монахов: Я окончил художественное училище имени Серова. Мы все любим этот город, в нем живем и работаем, и естественно наследие классиков обязывает ко многим вещам. А результат – здесь на стенах.  

Мое внимание привлекала необычайно выразительная контрастная работа Рубена Монахова «Анфилада», я обратилась к художнику. 

Н.Р.: Можно спросить об этой замечательной работе? Когда я смотрю на нее, то вспоминаю сцену сна Раскольникова из фильма «Преступление и наказание», когда Раскольников бежит от преследования по галерее Гостиного Двора. Эта работа навеяна атмосферой романа Федора Михайловича или у нее другие источники?

Рубен Монахов: Источники те же, только все не так страшно, не так плохо. Все замечательно (смеется). Солнце светит, ничего страшного там нет.

Н.Р.: Это галерея Гостиного Двора?

Ирина Аветанги: Это малый Гостиный Двор у Никольского Собора. Сцену, которую вы смотрели, там и снимали – в галерее малого Гостиного Двора.  

Ирина Аветанги провела небольшую экскурсию для гостей, она объяснила разные техники, в которых выполнены гравюры. На весну 2006-го года в библиотеке РХГА запланировано две персональные выставки Ирины. Мы поздравляем Ирину с открытием официального сайта в Интернете: www.irina-avetangi.by.ru ! 

Выставка «Петербургская гравюра» продлится до конца февраля.

Наташа Румянцева

 

Наверх

Hosted by uCoz