Главная страница студенческого клуба РХГА
Сайт Русской Христианской Гуманитарной Академии

Персональная выставка фотографий Анны Майсюк

Анна Майсюк, фото: Герман Павлов

Об Анне Майсюк мы узнали от руководителя фотостудии "Окно.spb" Юлии Образцовой. Описания работ Ани удивили и заинтриговали, поэтому все были рады возможности проведения выставки фотографий этой талантливой петербургской школьницы в нашей библиотеке.   

За несколько дней до Аниной выставки мы познакомилась с ней, ее родителями и педагогом фотостудии, где она занимается.
В беседе приняли участие:
Аня Майсюк, ученица 11 класса средней школы Санкт-Петербурга, папа Ани - Сергей и мама - Наталья, а также преподаватель фотостудии «Силуэт» Герман Павлов и руководитель фотостудии «Окно.spb» Юлия Образцова.
Библиотека РХГА, 11.03.06.

Наташа Румянцева

Герман Павлов: Аня занимается в студии, не буду говорить «у меня», потому, что там несколько педагогов, у которых она занималась. Поэтому у нас такое коллективное творчество в результате. Она занимается уже три года во Дворце творчества юных. Там есть фотостудия «Силуэт», где занимается около ста детей и вот Аня один из ярких представителей, которая пошла в фотографии своим путем.

Н.Р.: Каким же? И почему из ста детей Вы рекомендуете нам познакомиться в первую очередь с ее творчеством?

Герман Павлов: Мне кажется, у Ани свое видение… Я не берусь описать его в каких-то математических терминах, это скорее "экспертная оценка": у нее своя манера исполнения фотографий, она практически идет вразрез с системой обучения в фотостудии.

Н.Р.: Это городской пейзаж или…?

Герман Павлов: Нет… Есть такое направление в фотографии как «жанровая фотография», это такая «фотозарисовка» жизни. Наверно, можно говорить об очерке, но очерк - более журналистское понятие, очерк зачастую подкрепляется некими текстами, описаниями. В данном случае этого не требуется. Ее работы достаточно самостоятельны. Иногда, даже трудно придумать названия. Потому что не требуются названия таким работам! Это просто стихийный взгляд на жизнь, неординарный, на мой взгляд.

Люди, которые снимают себя на фоне памятника или друзей за праздничным столом - вот здесь этого мало. Обычная, так называемая «фиксационная» фотография, во всем мире существует и прекрасно себя чувствует, и все себя снимают на диване, на фоне красного ковра вспышкой в лоб. Это обычная семейная фотография, это огромный пласт культуры, с которой начинается фотография. Я не против такой фотографии, я просто говорю, что есть некий выход за пределы этого обычного. Мне кажется, что Ане удается выйти.

Н.Р.: А есть какой-то устоявшийся термин, может по-английски?

Юлия Образцова: Я говорила: «стрит-фото» (street-photo), но в той коллекции, что мы представим, там скорее не «стрит-фото», там как Герман сказал «жанр».

Герман Павлов: Я бы определил это каким-либо термином, близким к понятию «стихия».

Н.Р.: Звучит несколько пугающе для наших скромных интерьеров J

Герман Павлов: Знаете, бывают маленькие дети, которые вдруг в три-четыре года начинают писать музыку, рисовать, играть в шахматы…. Их вроде как никто не учит, просто были созданы некие творческие условия для развития их способностей, а они просто оказались способны. Таких детей мы называем талантами. Думаю, что Аня своевременно попала в такие условия в своей семье, в нашей студии. А уж то, что она талантлива, возможно, нашей заслуги и вовсе нет.  Аня снимает очень стихийно, но при этом очень часто очень точно. Интуитивно организуя пространство в какие-то композиционные решения. У нее получается фотография! Хотя это может быть не резко, в движении, завалено по горизонту…

... но, тем не менее, когда вы начинаете смотреть эти фотографии, вы понимаете, этот человек не просто случайно сделал кадр, перематывая пленку… это такой, что называется «стихийный взгляд» на окружающие нас вещи. Там не очень много рационального, там очень много эмоционального. И вот это делает эти фотографии такими своеобразными, неординарными.

Н.Р.: А у нас в городе похожим образом кто-нибудь еще работает?

Герман Павлов: Да практически и нет. Даже если взять Анино участие в выставках в Доме журналистов, там, когда читаешь аналитические статьи, посвященные итогам конкурсов и выставок, Аня выделяется, о ней отдельно пишут… Да, что мы все говорим! Фотография такая вещь, которую надо смотреть!

Н.Р. Согласна. (Ане): Вы учитесь?

Аня Майсюк:  Я учусь в 11 классе.

Н.Р.: Планируете уже куда-то идти учиться дальше после школы?

Аня Майсюк:  На исторический факультет в СПбГУ, изучать современную новейшую историю.

Герман Павлов: Ничего, что она собирается идти не по фотографической линии. Пускай для нее это останется хобби, зачем нам профессионалам конкуренты (смеется).

Наталья Майсюк: Пусть окончит университет, а потом пойдет по фотографической части.

Герман Павлов: Ну, можно и так.

Сергей Майсюк: А может, учеба и хобби пересекутся.

Герман Павлов: Да, будет снимать памятники XIII века (смеется).

Н.Р.: А вот для газет и журналов есть жанр репортажа. Это ведь тоже искусство – представить событие ярко, выразительно, неординарно.

Герман Павлов: Да. Но Аня этим НЕ занимается.

Н.Р.: Ага. Я пытаюсь понять и представить Анину «непохожесть», но Вы правы, лучше один раз увидеть.

Герман Павлов: В журналистике есть так называемая «пресс-фотография», она, в первую очередь информационна. Т.е. там больше момент рационального. Важно само событие, факт события… Я бы в жизни Ани такое не доверил, потому что ее стихийность подразумевает момент непредсказуемости результата. А в пресс-фотографии вы должны ежедневно сдавать совершенно законченный материал, там должны быть эта стабильность. В то время как в стихийности есть творческий полет души, и как некая обратная сторона этой части – непредсказуемость. И есть возможность неудачи, которую профессионал себе уже не может позволить. Аня может позволить себе валять дурака. Это состояние души, на самом деле, очень полезное для творчества, «валять дурака».

Н.Р.: Нет страха.

Герман Павлов: Да, вы ничего никому не обязаны в этой ситуации. И вы творите совершенно свободно.

Н.Р. (Ане): Вы снимаете на цифру или на пленку?

Аня Майсюк:  Сейчас на пленку. На цветную, черно-белую.

Герман Павлов: Начинала с цифры, но когда я ей очень удачно показал разницу между цифрой и пленкой, она перешла на пленку, хотя цифровые технологии все равно продолжают использоваться для сканирования негативов и печати фотографий. Это все есть, но все равно пластика пленки, пластика полного кадра оптического рисунка хорошего фотоаппарата - она несравнима с цифрой. По крайней мере, на данном этапе развития технологий, я не буду заглядывать дальше, потому что я и сам как профессионал снимаю цифрой и вижу насколько это паскудно, по сравнению с тем, как если бы я снимал на пленку. Но есть заказчик, есть та самая профессия, есть рынок… условия, которыми она пока не затронута.

Н.Р. (Ане): Есть любимые сюжеты, темы или настроения?

Герман Павлов: Если что-то интересное, она и снимает - интересное для нее.

Наталья Майсюк: Странное иногда такое интересное… (смеется)

Сергей Майсюк: Как акын играет: «Что вижу, о том и пою». Давным-давно я говорил ей: самое интересное, что может быть – это лица людей, впечатления, эмоции. Вот, может, быть это чуть-чуть ей запало.

Герман Павлов: Наверно, много факторов формирования таких «запАдов». Я вообще на самом деле искренне считаю, что все, что я могу сделать для Ани это не «душить» ее, не учить ее, практически, быть своего рода консультантом, который имеет свое личное мнение и опыт. Скажем так, да. Это важно, даже если она называет меня своим учителем, это замечательно, но это ее право. Но я не знаю, насколько Я ее учил. Поэтому есть еще папа, который руку прикладывает, есть огромная библиотека фотографий, которые она отсматривает в студии, есть Интернет, есть курсы при Доме журналистов…. И все-все это западает где-то.

Н.Р. (Ане): А когда Вы начали снимать?

Аня Майсюк:  Года 3-4 назад.

Н.Р.: А папа имеет к этому профессиональное отношение? (Сергею Майсюку) Просто любите фотографию?

Сергей Майсюк: Да, я любитель с детства, но, к сожалению, ничего хорошего снять не могу, нет у меня такого взгляда «фотографического»…

Наталья Майсюк: Наверно, как-то случайно пошли во Дворец пионеров…

Сергей Майсюк: Просто я купил камеру, а летом было нечего делать, и Аня на даче снимала. Я посмотрел и даже поразился, я бы так никогда в жизни не снял, просто такой дрянью, которую я ей купил… И то, что она снимала – я бы в этих предметах, в каких-то вещах так бы не увидел…

Герман Павлов: А у нее получается картинка из очень простых вещей!

Сергей Майсюк: Из ничего, буквально! После этого я задумался. Пошел, купил камеру получше, ну, и пошли заниматься... 

Персональная выставка Анны Майсюк проходит в библиотеке РХГА с 15 по 31 марта.

 

Наверх

Hosted by uCoz