«Доказательство»
Режиссер Д. Мэддон, США, 2005
В ролях: Гвинет Пэлтроу,
Энтони Хопкинс, и др.
Фильм поставлен по одноименной
пьесе Дэвида Оберна, удостоенной в 2001 году Пулицеровской премии и
премии "Тони".
Мнение Ирины Пучковой, аспирантки РХГА о фильме
«Доказательство»
Ирина П.:
Это фильм о двух гениальных ученых-математиках – отце и дочери. На мой
взгляд, фильм очень хорошо снят. Я не могу сказать, что там очень
закручена интрига, но, тем не менее… Это драма внутренняя. Речь идет о
том, что есть старый гениальный ученый-математик, который когда-то
сделал свои великие открытия, совершил несколько прорывов в
математике. Но в последние годы жизни он сходит с ума, начинает
страдать графоманией. У этого человека есть дочь, которая тоже
занимается математикой. Она уходит из университета и посвящает себя
заботе об отце. Она не отдает его в сумасшедший дом, начинает за ним
ухаживать. Собственно, интрига-то заключается в том, что в какой-то
момент старому ученому кажется, что с ним все в порядке, он снова
начинает работать. И он уговаривает свою дочь вместе с ним заняться
доказательством теоремы Фермá, теоремы, над которой бьются многие
математики и никак не могут доказать ее, там эта теорема называется
«теоремой о простых числах», насколько я помню. Они начинают работать
вместе, и эта девушка доказывает теорему, но не решается сказать об
этом отцу. Это яркий момент. Когда она находит доказательство, то
находится в полушоковом состоянии и приходит к отцу. Но она не
успевает сказать ему, что доказала теорему, он вдруг разворачивается и
говорит: «Все, я ее победил, я доказал ее». И она не решается ему
сказать о своем открытии. А когда начинает читать его записи,
оказывается, что там не математические формулы, а размышления
сумасшедшего человека. Они очень красивые, например: «Пусть икс равен
одиночеству», - потрясающе поэтическая вещь, но не имеющая отношения к
математике. Он говорит там о бесконечности, о холоде, об одиночестве…
т.е. это совершенно не логическая работа, не математическая. Но он
считает это гениальным доказательством. А его дочь не разубеждает его
и скрывает то, что сделала она сама. А когда он умирает, один из его
учеников начинает разбирать его записи, пытаясь найти в них проблески
гениальности. Она показывает ему тетрадь, но не успевает объяснить,
что это ее тетрадь. И встает вопрос об авторстве. Молодой человек
уверен, что это доказательство ее отца, и ее сестра уверенна в том же.
А зрители почти до конца фильма не могут понять кто же из них прав. К
тому же в некоторые моменты сама девушка начинает сомневаться в своей
правоте. У нее еще постоянные внутренние переживания, она боится сойти
с ума, как и ее отец, у которого первые признаки безумия появились уже
в 26 лет. К этому всему добавляется конфликт между этой девушкой и ее
старшей сестрой, проблема доверия и ряд других внутренних конфликтов.
Сюжет не сложный, но
фильм снят очень интересно. Там нет четкой хронологической
последовательности. Сначала речь идет о днях уже после похорон отца.
Потом нам начинают показывать, как развивались события до этого.
Довольно сложно интересно снять подобный фильм, жанр которого иногда
называют «кабинетной драмой». В фильме есть чисто математические
шутки, которые сложно воспринимать, не будучи математиком, но они так
удачно встроены в контекст, что становятся понятными и уместными.
Например, там есть рок-группа, в которой играют математики. Одна из их
песен называется «число i». Это
иррациональное число, то есть число, которого нет. И музыканты
объявляют: «А сейчас песня «число i»!»,
барабанщик как всегда задает ритм, а дальше три минуты стоит тишина.
Ну, потому что это число, которого нет, и соответственно это песня,
которой нет.
Вообще фильм меня поразил. Я
смотрела его в кинотеатре «Аврора». Есть фильмы, которые хорошо
смотрятся только на большом экране, есть фильмы, которые немного
потеряют, если смотреть их на небольшом мониторе. По-моему, этот фильм
можно смотреть и дома, его основное достоинство не в картинке, а в
режиссуре, игре актеров. Им на самом деле удалось очень интересно
снять полунаучную, полуличную драму.
Наташа
Румянцева: Эта история имеет своих прототипов? Фильм снят на
основе реальных событий?
Ирина П.:
Насколько я знаю, теорему Фермá не доказали еще. Все время появляются
сведения, что нашли доказательства теоремы, но насколько я знаю, она
до сих пор является камнем преткновения для математиков. С момента
возникновения этой науки, они пытаются доказать теорему о простых
числах, но до сих пор сделать этого не могут.
Меня этот фильм
поразил, сподвиг на мысли не всегда веселые – о существовании в науке
гениев и людей, скажем так, посредственных. Ведь фильм снят о
гениальных людях, которые делают прорывы в математике. Там постоянно
идет лейтмотивом мысль, что пик интеллектуальной активности – это 23
года, и все величайшие открытия делаются молодыми людьми. В фильме
есть момент, когда главная героиня спорит с молодым человеком,
учеником ее отца. Он не верит, что доказательство принадлежит ей,
потому что сделать нечто подобное очень сложно, для этого надо
обладать гениальностью. А она срывается и много нелесного говорит ему
о людях, которые существуют в науке по принципу ремесленников – они
посредственные, не генерируют новых идей. И я задумалась об этом. Мы
обсуждали этот фильм с Ольгой К., и она сказала, что посредственности
нужны науке затем, чтобы заполнять пробелы между гениями. Наверное,
это так. Не то, чтобы я переживала по поводу собственной
посредственности, просто я задумалась о том, как существует наша
наука. Ведь великих открытий очень мало. Я вообще плохо понимаю, что
такое великое открытие и прорыв в гуманитарной сфере. В математике,
физике все понятней.
Н.Р.: Вас
эти размышления огорчили? Разочаровали?
Ирина П.:
Просто еще раз заставили подумать. Ведь когда что-то начинаешь делать,
задумываешься над тем, почему, зачем, что потом. Есть какой-то
устоявшийся график жизни, а о том, к чему стремиться и зачем это надо
– большой вопрос. Одно бесспорно – ученые – это люди, которые очень
много работают всю свою жизнь, они настолько увлечены своим делом, что
оно – главное в их жизни. А все попытки собрать себя в кучу,
поработать напряженно пару лет и написать диссертацию или еще что-то –
это маленькая часть чего-то большего. Если не иметь внутренних
ресурсов и не быть по-настоящему увлеченным своим делом, то не стоит и
затеваться. Ведь для того, чтобы написать, например, диссертацию надо
потратить много сил, времени, средств. А если это самоцель, то,
наверное, и не стоит, потому что все это будет потрачено впустую.
Иногда надо подумать на такие темы, потому что наша повседневность –
это одно. А какая-то перспектива должна маячить.
Беседовала Наташа
Румянцева