Автор: Айно
Иллюстрации к сказке: фрагменты клипа Adriano Celentano
"Quello che non ti ho detto mai"
Небо
Я люблю ее целовать
У изгибов тонких ключиц,
Мне легко ее рисовать,
А она так часто молчит.
А когда кровавый закат
Свечи жжет у иконы снов,
Из старинного сундука
Достает она крылья вновь.
Взмах – и мчится ее душа
К немигающим звездным кострам.
Бесполезно: не удержать,
Я теряю ее до утра.
Знаю, скажешь, я сам виноват,
Только вспомни, шагая в окно:
Мы вдвоем учились летать…
Это было не так давно.
А теперь среди пыльных картин
В обществе предрассветной тоски
Я сижу у камина один,
А она где-то пишет стихи.
Не так давно, как
могло бы показаться, жил в нашем городе один замечательный Художник. И
была у него жена – тоже художник, но не простой, а художник слова, то
есть Поэт. Она не рисовала картин, а писала стихи – такие красивые и
грустные, что люди, услышав их, начинали плакать. Поэтому и перестала
она читать свои стихи, а просто писала их для себя и складывала в ящик
письменного стола.
И жила эта семья в
маленькой, но уютной квартирке на третьем этаже старинного дома почти
в самом центре города. Их окна выходили во двор-колодец, который все
жители в округе считали волшебным, потому что круглый год там пели
птицы и с ранней весны до поздней осени зеленели деревья и цвели в
небольших круглых клумбах цветы. Но открою вам маленький секрет:
никакого волшебства здесь не было, настоящее волшебство будет дальше.
Просто Художник с Женой сами посадили все эти деревья, повесили на
ветви кормушки для птиц и разбили красивые клумбы с цветами. А еще они
помогали по хозяйству всем пожилым соседям и по вечерам устраивали в
своем чудесном дворе кукольные спектакли для детей, а Жена Художника
варила им сладкую карамель. «Откуда же у них бралось столько
свободного времени?» - спросите вы. А я задумаюсь ненадолго и отвечу:
«Чем больше у тебя дел, тем быстрее ты их делаешь». Это очень старый
секрет, и семья Художника тоже знала его. Вот как интересно они жили.
Но
самое интересное было в том, что Художник этот никогда не рисовал
то, что обычно рисуют все другие: ни речку, ни поле, ни вазы с тюльпанами,
ни животных и ни людей. Он все время рисовал небо – с солнышком, белыми
облаками или каплями дождя. И стихи его Жены тоже были про небо. Им
обоим всегда было очень интересно: что же прячется там, за облаками,
в слепящей глаза синеве.
И вот однажды
вечером, когда было уже совсем темно, (потому что белые ночи еще не
наступили), а Художник с Женой пили чай с вареньем, кто-то постучал в
окно.
Жена Художника очень
удивилась: кто же это по вечерам стучится в окна третьего этажа? Но
все же открыла. И тогда в комнату влетел Ангел – самый настоящий: в
длинных белых одеждах, с большими пушистыми крыльями и сияющим
золотистым нимбом над головой. Он сделал под потолком круг,
осмотрелся, потом приземлился на пол у зеленого плюшевого дивана,
поставил рядом старинный кованый сундук с большим замком и сказал:
– Вы уж извините,
пожалуйста, мне совсем не хотелось вас пугать. Тут, конечно, есть чему
удивиться, ведь не каждый день к вам прилетают ангелы. Но вы всегда
помогали другим, делали их жизнь прекрасней. И мы решили исполнить
ваше самое заветное желание: вы сможете подняться в небо и своими
глазами увидеть все, о чем так долго мечтали. К тому же, людям уже
пора показать то, чего они так упорно не замечают: а то ведь построили
столько самолетов, даже ракеты и космические корабли. Но как бы высоко
они ни поднялись, все равно не смогут разглядеть самого главного: люди
просто разучились видеть прекрасное. Может быть, у вас получится
открыть им глаза. Мы в вас верим. – С этими словами Ангел протянул
Художнику ключ от сундука, а потом вылетел в окно и растворился в
ночной темноте.
Только тут Жена
Художника заметила, что до сих пор стоит с открытым ртом.
– Как же так? В
первый раз в жизни к нам в гости зашел ангел, да еще с подарком, а я
даже чаю не предложила. – Вот так они всегда, эти женщины: тут такое
важное, можно сказать, историческое дело, а они пристают с чаем.
Кстати, о деле:
сундук все еще стоял закрытым, а ключ от него Художник задумчиво
вертел в пальцах. Ему было немного страшно открывать крышку: а вдруг
загадочный подарок вылетит в окно вслед за тем, кто его принес?
Но
вот ключ нырнул в скважину, повернулся раз, другой – совсем как вы
с утра, когда так не хочется вставать. Навесной замок жалобно скрипнул
и упал на пол. Художник откинул крышку и замер в восторге: в сундуке
лежали две пары крыльев с яркими радужными перьями – тысячи цветов
и оттенков, которых раньше никто на земле не видел, сияли и переливались
так, что поначалу глазам стало больно, и пришлось зажмуриться.
– Значит, вот как мы
сможем подняться в небо, – сказала Жена Художника, надевая свои
крылья. Сначала они совсем не слушались, не хотели крепиться к спине и
раскрываться, а уж пытаться взмахнуть ими было сущим наказанием. Но
ведь ни одно умение само собой не приходит. Нужно долго учиться и
тренироваться. Поэтому Художник не пустил Жену лететь сразу. Вместо
этого они всю ночь махали крыльями и неуклюже порхали из комнаты в
кухню и обратно.
Спать они легли
только на рассвете, а когда проснулись, уже снова начинало темнеть.
Хорошо, что был выходной, и они не проспали ничего важного.
С огромным
нетерпением дождались они полной темноты, а затем открыли сундук,
снова надели свои крылья и распахнули окно. Было очень страшно стоять
вот так на подоконнике и смотреть вниз. Третий этаж, конечно не
восемнадцатый, но если бы Художник и его Жена так не верили в Ангела и
его волшебные крылья, они ни за что не рискнули бы встать на самый
край узкого и скользкого после весеннего дождя подоконника. Но вот они
взялись за руки, зажмурились покрепче, вспомнили все, чему учились
вчера, оттолкнулись ногами и … полетели. По-настоящему, прямо как
птицы, которых Художник так часто рисовал в своем небе.
Они
поднялись высоко-высоко и сначала оказались в облачном тумане. Они
даже чуть не потерялись там, потому что широкий размах крыльев мешал
им держаться за руки. Но вот пелена облаков осталась внизу, и Художник
снова увидел свою Жену. А когда они огляделись по сторонам, дыхание
их захватило от восторга: в ночных сумерках сверкал, как будто алмазный,
сказочный мир. Легкие как перышко воздушные замки тянули свои ажурные
башни прямо к звездам, корабли из лунных лучей качались у пристани
рассвета на розовых облачных волнах, а огромные ветряные мельницы,
вращая разноцветными крыльями, задевали хрустальные колокола, висящие
повсюду прямо в воздухе, отчего все вокруг словно заливали серебряные
потоки сказочной музыки.
А Художник с Женой
все летели и летели в бесконечном пространстве музыки и красок. И вот,
наконец, они решили нарушить бесконечный хрустальный звон и
заговорили:
– А ведь космонавты
поднимались еще выше и должны были все это видеть. Почему же они
молчат? – шепотом спросила у Художника Жена.
– Ну, ты ведь
помнишь, что сказал Ангел? – люди почти разучились видеть чудеса.
Может, поднимаясь к звездам, космонавты так заняты своими приборами и
расчетами, что просто не успевают взглянуть в иллюминаторы. А, может,
это просто военная тайна, и они терпеливо хранят ее по приказу
начальства.
– Но ведь мы сможем
рассказать всем о том, что увидели сегодня?
– К сожалению, только
тем, кто по-настоящему захочет в это поверить, – вздохнул Художник.
* * *
С
тех пор каждую ночь, кроме тех, когда шел дождь, и крылья намокали,
наши знакомые хотя бы на часок поднимались в небо. А утром Художник
писал картины, а его Жена – стихи. Снова про небо. Но теперь уже по-другому.
Вот только стихи снова попадали в темный ящик письменного стола по
старой привычке их автора, а у Художника картины получались совсем
не такими, как он хотел бы. Честно говоря, такое с ним было в первый
раз, ведь он был очень талантливым. Он даже испугался: а не потерял
ли он этот свой талант? Но потом, наконец, понял, в чем дело. Разве
можно нарисовать обычными красками такие чудеса? Это все равно, что
пытаться разговаривать, произнося все время лишь одну букву.
Но что же делать? Неужели так и не получится рассказать людям о
настоящем небе?! Художник грустил еще больше и все чаще разглядывал
радужное оперение своих крыльев.
И вот однажды, выбросив очередную картину и отчаявшись вконец, он
решился на страшный поступок.
Спрятав крылья после полета в сундук, Художник дождался, пока его Жена
уснет, а затем тихонько взял с полки ключ и снова достал свои крылья.
Со слезами на глазах он растрепал их, а потом растолок перья в ступке
в мелкий порошок и приготовил из него волшебные краски.
Он
сам до конца не мог поверить в то, что только что сделал. Руки его
дрожали, но он все же сел писать новую картину. А когда закончил,
понял, что у него вышло именно то, о чем он так долго мечтал: воздушные
замки, звездные корабли и разноцветные мельницы смотрели на него с
картины как настоящие. А, закрыв глаза и прислушавшись, он даже услышал
знакомую музыку хрустальных колоколов.
«Ну, вот теперь все будет хорошо», подумал Художник и понес картину на
Невский проспект – показать людям.
А Жена Художника в тот день спала необычайно долго. Когда она
проснулась, солнце уже посылало последние лучи с крыши напротив. В
поисках своего мужа она открыла дверь в мастерскую и замерла на
пороге: она увидела капли краски на полу и все поняла. Ведь такую не
купишь в магазине и даже не закажешь в Интернете. Она долго плакала в
темной пустой квартире, а потом, признавшись себе, что не в силах жить
без неба, надела свои крылья и шагнула в окно.
Художник же до темноты просидел на проспекте, но никто так и не принял
всерьез его картину.
«Ах, это тот самый Художник, который все время рисовал небо. Но это
хоть было понятным. А теперь и не разберешь, что на его картине.
Красиво, но не натурально. Вы лучше взгляните, какой во-он там
миленький натюрморт с утками и абрикосами!» – говорили люди,
проходившие мимо.
Расстроенный, Художник вернулся домой, а там нашел лишь пустой сундук
и распахнутое окно и тоже все понял. Ему было немного обидно, что
самый близкий человек не поддержал его, но он понял Жену. Ведь это
очень сложно – отказаться от сказки.
С
той поры Художник почти не виделся с Женой: он рисовал картины и до
вечера сидел с ними на Невском, а когда возвращался, Жена его уже
улетала писать где-то за облаками свои стихи, чтобы на рассвете снова
спрятать их в стол и уснуть до вечера.
Им обоим было очень тяжело. И все вокруг замечали это. Не было больше
кукольных представлений во дворике, листва на деревьях потускнела,
цветы завяли, а птицы улетели куда-то.
Однажды, когда Художнику было особенно грустно, он взял свои волшебные
краски и нарисовал на чистом холсте Ангела – того самого, что прилетал
к нему когда-то. Ангел шевельнулся, сошел с картины и заговорил:
– Я вижу, что мой подарок не принес тебе пока радости. Но ты все
сделал правильно. Теперь тебе остается только беречь свою веру и не
отступаться от того, к чему ты стремился. Ведь не может такого быть,
чтобы человек никому на земле не был нужен. Обязательно найдется
кто-то, кто тебя поддержит. Только не теряй надежды. – Сказав это,
Ангел растаял в воздухе, оставив после себя чистый холст.
И вот Художник собрался с духом и снова понес картины на Невский
проспект. Сначала все было как и раньше: народ спешил мимо, изредка
кидая взгляды на необычные заоблачные пейзажи. Но вот перед картинами
остановился один мальчик. Он очень долго и внимательно смотрел на них.
А потом, подняв глаза на Художника, спросил: «А ведь такое на самом
деле бывает?». И тут Художник заплакал, но это были уже слезы радости.
– Да, конечно, – ответил он. – А хочешь, я научу тебя видеть чудеса?
– А, вы правда можете? – улыбнулся ребенок. Художник пригласил
мальчика в гости, показал остальные картины и рассказал свою историю.
А тут как раз из комнаты вышла его Жена с листом бумаги в руках и
направилась к письменному столу.
– Ой, что это? – спросил малыш. Он был таким любопытным.
– Это мои стихи. Но я давно их никому не читаю.
–
Ну, это вы зря! – воскликнул мальчик. Я вот тоже иногда пишу стихи.
Они не всегда в рифму, но это ничего – мама говорит, что я еще научусь.
Зато когда я их читаю, все улыбаются. Хотите послушать? А то вы такая
грустная, хоть и очень красивая.
И он прочел свои стихи: сначала про маму, потом про весну и новый
автомат, почти настоящий.
Когда он закончил, Жена Художника уже взяла с полки ключ от сундука.
Она решила, что крылья, наконец, нашли подходящего хозяина.
– Бери их, но будь осторожен и не летай в дождь. А завтра приходи к
нам во двор – будет кукольное представление.
Когда мальчик
ушел, она достала из темного ящика все свои стихи, сдула с них пыль и
отнесла в издательство. Книгу напечатали большим тиражом, и ее до сих
пор можно найти в магазине, если еще не раскупили.
И теперь Жена Художника перестала быть просто Женой, а стала настоящим
Поэтом.
А
во дворе снова зацвели цветы и вернулись птицы. И люди снова
хоть немного начали верить в чудеса. А наши Художник и Поэт жили еще
долго и счастливо, да, наверное, и до сих пор живут. И когда в следующий
раз будете проходить по Невскому проспекту мимо художников-живописцев,
вглядитесь в их картины: может, увидите НЕБО…